Группа "ЖЕМЧУЖИНКИ" Детский сад №19 "Росинка"
Свободное время и семейный досугМы знаем время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его...
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования. Скудность, однообразие, монотонность эмоций могут определить характер человека на всю жизнь. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как лёгкая и добрая атмосфера. Семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, возможных огорчениях должна, в конечном счёте, приносить радость. А. С. Макаренко писал: "Хотите, чтобы детям было хорошо, будьте счастливы! Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките всех ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем". Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, реакция может быть острой и самой непредсказуемой. «Со скуки» может произойти хоть что. Если в семье отсутствуют положительные заряды в ход пойдут отрицательные. От скуки, однообразия все беды, от этого многие пороки. Давайте вместе с вами, уважаемые родители, вспомним нашу каждодневную жизнь, наши будни: хлопоты по хозяйству, уроки детей, проверили уроки, посмотрели какой-нибудь фильм и останется совсем немного времени. Как использовать его? «Богатый выдумками досуг оберегает отношения, семью от вторжения скуки». Ведь от неё все беды. Давайте вместе подумаем, как подойти к собственной жизни, что можно в ней изменить. Может найти увлечения, а может использовать это время для разговоров друг с другом. Часто ли мы находим время, чтобы внимательно вглядеться в лицо близкого человека? Всё ли мы замечаем друг в друге?В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга. С наличием свободного времени проблема досуга становится важной проблемой. Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его больше, считаем, что нам катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. А для наших детей умение организовать своё свободное время – завтрашний характер, а значит – судьба. Если они научатся управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять судьбой. Социологи всё чаще пишут об оптимизации и рационализации досуга. Нам с вами, кажется, его не хватает, да и загруженность школьников с годами возрастает. А вот юристы одной из причин преступности называют низкую культуру досуга у части населения. В связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурной организации. Время досуга – это свободное от работы или другой обязательной деятельности время. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Досуг можно классифицировать на: активный и пассивный; культурный и бескультурный; индивидуальный и коллективный; школьный; семейный; общественный; увлекательный; разнообразный.В любом случае досуг связывается со свободным временем. С ростом образования, уровня культуры, повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой информации, увеличиваются возможности разнообразия досуга, а также существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. В организации культурного досуга большое место занимает настоящее время, занимает телевидение. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Около 40% детей неравнодушны к теле-играм и клипам, а также к рекламе. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей детей. В последнее время, телевизор стал главным «пожирателем» времени и взрослых и детей. Порой это происходит в ущерб другим, более активным, формам проведения свободного времени. В организации досуга огромную роль играет чтение литературы. Однако, как показывает исследования и специальные наблюдения, уровень читательской культуры у значительной части как детей, так и взрослых весьма далёк от желаемого результата. Многие родители сами мало читают и этим подают не совсем «хороший» пример своим детям. Также далеко не всегда мы обсуждаем с ребёнком прочитанную книгу, рассказываем на ночь любимую сказку. А ведь мир сказки: несёт маленькому человеку первую радость открытия борьбы добра со злом, будит фантазию, развивает воображение.И очень редко мы оказываем помощь в выборе литературы. А это важно для детей. Для формирования эмоционального мира детей (да и самих взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры (имеются в виду интеллектуального характера, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например, домашние географические путешествия, исторические викторины, различные лингвистические состязания.Какой интеллектуальный заряд в них заложен! Его надо уметь использовать. Представьте, себе: вы проигрываете своему ребёнку, а какую радость он при этом испытывает. Это же просто здорово! А что получается у нас на самом деле? Интеллектуальные настольные игры заменили компьютерные игры. А что? Нам очень удобно: ребёнок нас не трогает, многие из них больше положенного времени сидят перед компьютером: карты раскладывают, танки гоняют, пушки, всякую всячину, только нас нет рядом, да и потребность в этом со временем пропадает и так ребёнок остаётся один. В культурной организации семейного досуга большое значение имеют коллективные семейные прогулки. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой традицией. Ведь часто бывает, что родители и дети совершают прогулки врозь. Вроде одни не мешают другим, или нет общих интересов, но ведь должны быть. Это, конечно, уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и которой нужно регулировать. Очень важно в организации семейного досуга развивать любительские занятия: коллекционирование, техническое конструирование, вязание, фотография, сбор грибов, выращивание цветов, разведение кроликов, рыбалка, туризм, проведение интеллектуально насыщенных вечеринок.Дети - заядлые покупатели и менялы. Не ругайте их за это. Хобби наших детей делает их жизнь интереснее, а использование свободного времени разумным и целеустремленным. Общее увлечение сближает детей, семьи, ломает возрастные, должностные барьеры, дарит дружбу и взаимовыручку. Хорошей доброй традицией семьи считается выезд на природу, совместные походы, рыбалка, купание и т.д., но главное - не просто поесть, попить на берегу красивого озера, а научить понимать природу, беречь её со всеми прелестями, научить ребенка наблюдениям в природе, благодаря которым он будет ориентироваться в окружающей среде. Очень полезны игры на свежем воздухе: вышибалы, бадминтон, волейбол, футбол, а также катания зимой на лыжах, на санках с горки. Собираясь в лес на прогулку, захватите с собой всё необходимое для птиц и зверушек: семена, кусочки сала, сделайте кормушку для пернатых друзей, но не забывайте это делать постоянно, а не от случая к случаю. Поймите, детям это понравится, и они вас оценят. Хочется несколько слов сказать о спорте. Все понимают, роль спорта в жизни, но сами взрослые порой, почему-то остаются в стороне. Одному не хватает времени, другому – терпения, третьему организованности. Почему наши дети не делают физическую зарядку? Да потому что мы её не приучили делать, не подали личный пример в этом нужном деле. Главными критериями спортивной ориентации детей являются: рост; вес ребёнка; двигательные способности (ловкость, гибкость и т. д.); координация движений;Задумываясь о здоровье детей, сделаем важные выводы: здоровье наших детей не ждёт, оно зависит, прежде всего, от нас родителей. Не надо на кого-то надеяться: на учителя физкультуры, классных руководителей. Наш пример для них – самый увлекательный. Займёмся спортом мы – увлекутся и дети. В дружной семье огромное место занимают музыка, искусство, театр. Научите детей: слушать музыку, понимать её, создайте атмосферу уважения к любой музыке: инструментальной, классической, симфонической, и любой другой;выясните, какая музыка им более близка и понятна. Чем объясняется такой выбор? Вспомните, когда появился в вашей семье первый рисунок вашего ребёнка. Нужен ли особый дар, талант, чтобы рисовать? Главное научиться замечать интересное и обобщать увиденное. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний, а вы, родители должны помнить, что объективный мир для ребёнка иной – он воспринимает его детскими глазами. И индивидуальность ребёнка иная – ещё хрупкая, очень пластичная, ещё только складывающаяся. Пусть даже вы, родители далеки от искусства и, рисовать не умеете, Вы можете учить ребёнка рисовать. Пользуйтесь несколькими важными принципами: к рисунку ребёнка относитесь с уважением; насмешки над рисунком ребёнка недопустимы; научите ребёнка уважать свой рисунок, беречь его. Будьте терпеливы к выполнению творческих работ ребёнка, не ругайте его в случае ошибок, проявления неаккуратности. научите ребёнка всему этому.Сделайте привычной в семье такую картину. Вечер. Верхние лампы потушены. За маленьким столом рисует ребёнок. Не мешайте ему: он делает важное дело. Помогите ему. Научитесь любить нарисованных им длинных, как таксы, зайчиков, похожих на песочные часы людей, приближайте их к жизни, растите вместе с ним. Уважаемые родители, возьмём театр! Для маленьких детей театр становится источником радости, для подростка – школой нравственных ценностей, для взрослых детей – властителем дум. Театр воспитывает в детях не только грамотного, но и талантливого зрителя, способного понять искусство во всей его неоднозначности. Театр – коллективный наставник. Вера в «особое назначение» театра воодушевляет, мобилизует, придаёт энергию. С беспокойством и надеждой всматриваясь в лица детей в театре, мы верим, что уроки добра, преподанные в театре, не пройдут бесследно, особенно, если они будут подхвачены дома, в семьях. Старайтесь найти средства и время побывать с ребёнком в ТЮЗе, драмтеатре, на выставках, в музеях, в кинотеатрах, хотя бы 1 раз в год, допустим, на летних каникулах. В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои часы и научить этому детей. Это умение зависит от организованности, распорядительности, деловитости во всём, от понимания того, что время – это то богатство, которое ничем не восполняется. А научить этому детей надо с установления и поддержания правильного режима дня, распределения трудовых обязанностей в семье, выполнения простых правил семейного и общечеловеческого общежития. Необходимо помнить, что разумное и рациональное использование времени, в том числе времени досуга, должно быть одной из главных семейно-бытовых традиций. Сегодня хочется затронуть не совсем хорошую сторону проведения свободного времени и семейного досуга: тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во многих формах проведения досуга, названных ранее. Исключением являются застолья, особенно в праздничные дни. В то время как взрослые «веселятся» в одной компании, дети (даже младшего возраста) развлекаются на своей «лимонадной вечеринке» в другой компании. Нужно сказать, уважаемые родители, застолье прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни. И более 90% детей из них уже попробовали спиртные напитки. А начинается это в семьях, когда мы сами наливаем им пива, шампанского, вина. Так, попробовать! Нас с вами должна тревожить это опасная забава. Но в какой степени виноваты те юноши и девушки, для которого пиво стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на нас взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать? Заключение: Главное - надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией. Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаём им самое вкусное, одеваем во всё самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот своё личное время мы отдаём им неохотнее всего остального, Из средств материального семейного бюджета мы больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени детей, то окажется, что наши дети испытывают значительный дефицит родительского общения. Рекомендации родителям: Больше внимания уделяйте общению с детьми; Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном; Вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники; Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы; Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.Уважаемые родители! Ваша дружба с детьми – признак благополучной семьи. В таких семьях растут хорошие счастливые дети. В семьях, · где царит дружба, где родители умело, направляют трудовую деятельность детей, интересуются их духовной жизнью, приучают делиться своими мыслями и переживаниями, обращаться за советом, где обсуждают разные дела, события, новые фильмы, спектакли, книги,там дети растут морально здоровыми. Если у вас нет времени на общение с собственными детьми сегодня, то у выросших детей не будет времени на общение с вами завтра. А если дети в семье имеют возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то они уже с раннего детства понимают собственную нужность и значимость. Всегда помните об этом! Консультацию подготовила воспитатель: Сергеева И.А. 22 апреля 2018 в 18:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.